Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Родная обитель Саровского старца

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 10 августа 2008 г. 02:51, посмотрело: 4746
Нижегородская область » город Саров

Как повествуют монастырские летописи, на месте Сарова когда-то располагался столичный царский город Золотой Орды. Называли его Сарыклыч, что в переводе с тюркского означает «золотая сабля». По взятии Казани Иоанном Грозным Сараклыч запустел и стал называться «Старым Городищем».

Из летописей Саровского монастыря известно, что в XVI веке здесь появляются отдельные пустынножители, жившие в пещерах. Основание пустыни как монастыря положено иеромонахом Исаакием (в схиме Иоанном) в 1705 г. Поселившись в Сарове, он построил для пустынников с разрешения местоблюстителя Патриаршего престола Стефана Яворского деревянную церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», освященную 16 июня 1706 г., и именно эта дата считается днем основания Саровского монастыря. Вскоре положено было основание другой церкви, каменной, во имя Успения Божией Матери. Правила проживания в монастыре были очень строгими - Иоанн ввел устав древних подвижников Востока. Все нужное для жизни монахи добывали собственными руками.

К 1711 г. были устроены пещерные кельи и освящена подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев, а также утвержден Устав монастыря, который впоследствии послужил образцом для многих обителей. В нем говорилось: «Все монашествующие Сатисо-Градо-Саровской пустыни единомысленно согласились провождать уединенную жизнь свою в терпении и послушании, настоятелю во всем повиноваться как отцу и наставнику, пищу и питие иметь общие, за монастырь к родным и прочим людям не ходить, никакой вещи и имения ни у них, ни в келлиях своих, исключая необходимых одежд, не держать и ничего своим не называть. Жить всем в совершенном равенстве, не гордясь даяниями или мирским саном своим и не требуя себе отличия…».

К 1730 г. монастырем были приобретены земли. Первоначальником иеросхимонахом Иоанном было положено основание значительной библиотеке. Церковное пение было установлено древнего образца - столповое, знаменного распева. Богослужения отличались благоговейностью и торжественностью.

При последующих настоятелях, особенно при иеромонахах Дорофее, Ефреме, Пахомии, Исаии, были возведены величественные храмы обители, росла ее слава и благополучие. К середине 50-х годов XVIII в. монастырь имел благоустроенное хозяйство и стабильные доходы за счет вкладчиков и паломников. Но, главное, Саровская пустынь являлась сосредоточием подвижников, посвятивших себя Богу. Следуя святоотеческому учению Православной Церкви, проводя жизнь в молитве и посте, монахи достигали подлинной святости. Некоторые, желая особых подвигов ради Христа, уходили в Саровский лес на отшельническое житие.

С 1714 по 1873 годы настоятелями в другие монастыри был взят 41 монах из Сарова, поэтому Саровский устав переняли такие монастыри, как Валаамский, Санаксарский, Флорищева и Высокогорская пустыни и др. Преп. Антоний (Медведев), настоятель Троице-Сергиевой лавры, писал: «О Саров, Саров, ты не только колыбель монашества, ты и Академия монашества». Пустынь прославилась именами великих старцев - Назария, Дорофея, Илариона, Александра, Марка, и просияла светильником православной веры - преподобным Серафимом.

Начиная с 1800-х годов, при настоятеле игумене Нифонте, экономическое развитие монастыря особенно усилилось, стало развиваться лесное хозяйство. Но он запретил пустынножительство, и с этого времени дух саровского старчества постепенно стал угасать.


Архитектура Саровской пустыни

Саровская пустынь была замечательным памятником монастырского зодчества XVIII-XX вв. В строениях храмов наблюдалась удивительная легкость, красота и устремление ввысь. Паломникам открывалась чудная картина белых церквей с сияющими золотыми куполами в окружении исполинского соснового леса. Корпуса, в которых жила братия и размещались гостиницы, образовывали ограду.

Стройный столп колокольни высотой около 81 метра отличается особенным изяществом. В первом ярусе колокольни находилась библиотека, во втором - церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Радостный и могущественный колокольный звон разносился по всей округе...

Пятиглавый храм в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», находившейся в нем, был возведен на месте самого первого храма Саровской обители. Отделка храма была завершена в 1846 г.

Рядом находился главный храм пустыни - величественный Успенский собор. Первоначально он был построен как небольшой храм простой архитектуры. Затем к 1777 г. из него устроили алтарь и ризницу и пристроили большой собор. «Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови и прослави», - таким изречением был украшен фронтон собора. Храм отличался роскошью и художественностью, а также богатой церковной утварью. Над средними Царскими вратами находилась храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы.

С именем преп. Серафима связана больничная церковь во имя препп. Зосимы и Савватия Соловецких. Она была построена на месте кельи Преподобного, где он болел три года и получил чудесное исцеление после явления Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Церковь строилась вместе с больничными корпусами. Для нее преп. Серафим, тогда еще молодой послушник Прохор, собственноручно изготовил кипарисовый престол. Окончательный вид церковь получила в 1849 г.

Церковь св. пророка Иоанна Предтечи была построена внизу, под горой. Основанием храма служила огромная каменная арка, под которой находился источник с чистой водой. По водопроводу она расходилась по всем помещениям монастыря. Храм строился в стиле классицизма и был отделан в 1893 г. К источнику для водоосвящения совершались крестные ходы.

Напротив южных дверей Предтеченского храма находился вход в саровские пещеры, построенные еще до основания монастыря. Особенное чувство благоговения и трепета охватывало в этих сокровенных жилищах первых насельников обители. В середине была устроена церковь во имя препп. Антония и Феодосия и прочих Киево-Печерских.

До наших дней сохранилась церковь Всех святых на монастырском кладбище. Она строилась в стиле классицизма в 1832-1834 гг. и была расписана художниками арзамасской школы Ступина в католическом стиле.


РАКА С МОЩАМИ ПРЕП. СЕРАФИМА

В Успенском соборе покоились святые мощи преп. Серафима в раке, пожертвованной Государем Николаем II. Она была установлена в Успенском соборе. Над ракой была установлена величественная сень. Устройство раки отличалось строгой красотой. Сама рака была каменная, в память моления Старца на камне в Саровском лесу. Сделана она была из «вазелемского» мрамора желто-серого цвета; вся кругом украшена одною резьбою, без шлифовки и позолоты, в напоминание убогой простоты Преподобного и отречения его от благ мира. Крышка раки серебряная, в виде рамы, в которую вставлено под стеклом иконописное на цинке живописное изображение преп. Серафима, лежащего во гробе. В раку был вставлен дубовый гроб-колода, в него - кипарисовый гроб со святыми мощами. Четыре базы и на них колонны из киевского лабрадора поддерживали сень над ракой, которая имела вид часовни со стрельчатой кровлей, в старинном владимиро-суздальском стиле. Сень из позолоченной бронзы увенчивалась 5-ю луковичными главами.


ЧАСОВНЯ НАД МОГИЛОЙ

Могила преп. Серафима находилась в красивой светлой часовне, примыкавшей к алтарю Успенского собора. Стены часовни представляли собой рамы с разноцветными стеклами. Внутри помещалась икона явления Пресвятой Богородицы о. Серафиму в день Благовещения, а также изображение кончины старца. На северной стороне часовни было изображение преп. Серафима, кормящего медведя. По лестнице спускались в небольшую пещеру и прикладывались ко гробу, сделанному самим Преподобным, в котором он был похоронен. В часовне стояли два памятника - старцу Серафиму и Марку-молчальнику. После закрытия монастыря место захоронения преп. Серафима не сохранилось.


МОНАСТЫРСКАЯ КЕЛЬЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА В ХРАМЕ, ОСВЯЩЕННОМ В ЕГО ЧЕСТЬ

Монастырская келья, в которой начиная с 1810 года Старец провел 17 лет в затворе и где принимал своих многочисленных посетителей, была в братском одноэтажном келейном корпусе. Здесь он сподобился видеть Пресвятую Деву Марию 25 марта 1831 года, и здесь же он мирно почил о Господе 2 января 1833 года. Чтобы выделить Серафимову келью среди других, появился замысел построить над ней храм, который бы накрывал келлию сверху. К 1890 году были собраны средства на постройку храма, а построили его только к 1903 году. Освящение состоялось 21 июля, во время Саровских торжеств в честь преп. Серафима.

В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья как дорогое сокровище находилась внутри храма. В 1908 году над кельей преп. Серафима была установлена бронзовая кувуклия-шатер. В келье была воссоздана обстановка, бывшая при его жизни, и хранились некоторые вещи Преподобного.


ДАЛЬНЯЯ ПУСТЫНКА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА

Это святое место находится в 5-ти верстах от обители, на берегу Саровки, на возвышенном холме среди соснового бора. Сюда пришел преп. Серафим в 1794 году и провел уединенно 15 лет в строгом посте, молитве и чтении Св. Писания.

Келья состояла из комнаты с печкой, сеней и крылечка; под полом находилась сложенная из кирпича пещера 3 аршина шириной, куда старец уединялся для молитвенного подвига. Близ пустынки были гряды огорода и забор. Пчельник приносил старцу хороший мед. После смерти преп. Серафима келью с дальней пустынки перенесли в Дивеево, в алтарную часть церкви Преображения. К Саровским торжествам 1903 года бревенчатая келья на Дальней пустынке была восстановлена и место благоустроено. После закрытия монастыря в 1927 году все было разрушено, но люди приходили на святое место, несмотря на запреты властей. В 1990 году здесь была поставлена деревянная часовня, а в 2000 году - каменная, рядом в лесу был установлен памятник преп. Серафиму работы скульптора Клыкова.


БЛИЖНЯЯ ПУСТЫНКА

Так называемая Ближняя пустынька была устроена в конце жизни Преподобного, когда ему стало трудно ходить к Дальней. Здесь он с 1825 года принимал многочисленных посетителей со всей России. Множество чудес совершилось здесь по его молитвам. Неподалеку от Ближней пустыньки батюшка Серафим беседовал со своим духовным другом Николаем Александровичем Мотовиловым,


ИСТОЧНИК ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА

В 1825 г. на пути к Дальней пустынке Преподобному явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова и ударила в землю жезлом так, что из нее искипел источник чистой воды. Царица Небесная обетовала, что воды его будут целебнее Вифезды Иерусалимской. Именно здесь стали совершаться многочисленные исцеления. Сюда стремились многочисленные паломники со всей России, иногда к старцу приходило в день до двух тысяч человек, и чудеса здесь происходили ежедневно. До самой своей смерти преп. Серафим принимал здесь страждущих, врачевал духовно и телесно, наставлял ко благочестию и спасению. К Саровским торжествам 1903 года над Серафимовым источником была сооружена часовня, под горой сделали купальню. В настоящее время на месте ближней пустынки установлен большой деревянный крест. Рядом - большой памятный камень, на нем табличка с надписью, что на этом месте в 1903 году был Государь Николай II.


МЕСТО МОЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА НА КАМНЕ

На большом камне в лесу, в двух верстах от монастыря, в течение 1000 ночей старец Серафим стоял на молитве коленопреклоненно перед иконой Святой Троицы. Днем он продолжал свой подвиг на малом камне, который был у него в келье на Дальней пустынке. После смерти преп. Серафима он был расколот на части. Осколки этого камня разошлись по всей России. Впоследствии на месте первого камня был установлен другой, похожий на прежний. Над ним была сооружена деревянная часовенка с красивыми резными столбами. В настоящее время над камнем стоит сень, установлен большой крест.





Основан в 2008 году