Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

ИСТОЧНИКИ РУССКИХ СВЯТЫХ

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 2 сентября 2008 г. 01:35, посмотрело: 3852
Публикации

ИСТОЧНИКИ РУССКИХ СВЯТЫХ


...Трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
Пс. 113, 7-9ИСТОЧНИКИ РУССКИХ СВЯТЫХ
До революции в Российской империи почиталось немало живоносных источников, некогда изведенных из-под земли великими православными святыми. Из них первым по времени возникновения, безусловно, является источник Святого Климента, ученика апостола Петра и его преемника на посту римского епископа. Этот источник забил в Крыму уже в I веке нашей эры!
Вот эта поразительная история. Климент родился в языческом Риме, в знатной и богатой семье. Когда в столицу дошли вести о Христе, он оставил дом и отправился в Александрию, где встретил апостола Варнаву. Варнава стал его учителем. Прибыв в Палестину, Климент принял крещение от апостола Петра и стал его постояным спутником. Незадолго до своих страданий апостол Петр рукоположил Климента во епископы Рима. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого Климента обратили многих ко Христу, и язычники донесли о нем императору Траяну. Траян изгнал святителя из столицы, сослав его в Крым, на работы в каменоломни недалеко от Херсонеса (Кор-суни). И там, в каменоломнях, святой извел из скалы чудесный источник. Вот как рассказывает об этом житие святителя.
«Прибыв на место заточения, святой Климент нашел там более двух тысяч христиан, осужденных на тесание камней в горах. К такому же делу был приставлен и Климент... И, работая с ними, святой Климент утешал их и наставлял полезными советами. Узнав, что у них имеется большой недостаток в воде, так как им приходится за шесть поприщ приносить себе воду на плечах, святой Климент сказал:
— Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому, как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и, получив такую благодать Его, — возвеселимся.
И начали все молиться. По окончании молитвы святой увидел агнца, стоявшего на одном месте и поднимавшего одну ногу, как бы показывая место. Климент понял, что это явившийся Господь, Которого никто не видит, кроме его одного, и пошел на то место, сказав:
— Во имя Отца и Сына и Святого Духа, копайте на этом месте.
И все, став кругом, начали копать лопатами, но пока ничего не было, так как не могли напасть на то место, где стоял Агнец.
После этого святой Климент взял маленькую лопату и начал копать на том месте, где стояла нога Агнца, и тотчас явился источник вкусной и чи¬стой воды; и образовалась из источника целая река. Тогда все возрадовались, а святой Климент сказал:
— Речные потоки веселят город Божий. Слух об этом чуде распространился по всей окрестности; и стали стекаться люди в большом количестве, чтобы видеть реку, неожиданно и чудесно образовавшуюся по молитвам святого, а также и послушать его учения. Многие уверовали во Христа и крещены были в воду от святого Климента...»
В каменоломнях был вырублен храм, в котором священнодействовал Климент. По преданию, каждый день у него крестилось по пятьсот чело¬век. Апостольская деятельность святого Климента вызвала гнев Траяна, и он приказал утопить святого. Это произошло в 101 году. Место, откуда святой Климент был свержен в море, не забылось. Здесь неподалеку был крещен святой Владимир, а в 1885 году тут был основан Владимирский мо¬настырь. Сам же источник находится в Инкермане («городе пещер»), неподалеку от Севастополя. Здесь на рубеже XIX-XX веков также возникла обитель, получившая название Инкерманского монастыря Святого Климента.
«Алтарь храма Святого Климента сохранился в целости в том неизменном виде, в каком су¬ществовал в I веке, — пишет С. В. Булгаков. — Престол в нем (каменный, с крестом посередине) высечен из скалы, по преданию, самим святым Климентом. Церковь Апостола Андрея Первозванного освящена 2 июля 1900 года; она занима¬ет помещение, высеченное в скале трудами еще самого святого Климента. В той же скале находится древняя усыпальница, там же помещаются гробницы, в которых лежат кости христиан, скончавшихся здесь в ссылке. Близ монастыря находится источник вкусной и прозрачной воды, изведенный по молитве святого Климента».
Вторым по времени появления, вероятно, нужно считать источник Преподобного Давида Гареджийского. Этот великий святой жил в VI веке и был одним из тринадцати монахов — просветителей Грузии. Для своей проповеди он избрал город Тифлис, жители которого в то время были огнепоклонниками. Его живая проповедь принесла плоды, однако языческие маги оклеветали его, обвинив в прелюбодеянии. Давид поселился в скалах, которые впоследствии получили название Гареджийских. Вокруг него собралась братия и отстроилась обширная обитель, в которой было двенадцать монастырей. Проведя жизнь в величайших подвигах иночества, удостоившись дара чудотворения и достигнув глубокой старости, авва Давид был извещен свыше о. дне и часе своей кончины и мирно отошел ко Господу в 604 году. По кончине Бог прославил мощи святого чудесами: они исцеляли больных. Целебным оказался и источник преподобного, который забил по молитвам Давида Гареджийского в Тбилиси. По некоторым сведениям, вода этого древнего источ¬ника приносит людям исцеление и доныне.
Много веков прошло со времен жизни святых Климента и Давида. Русь приняла христианство; появились русские монастыри и русские святые. Многие из них получили от Бога дар отворять водные жилы, изводить из-под земли родники с целебной водой. Однако не все источники, о которых пойдет речь в этой главе, возникли именно таким образом. В книге «Святые места России» мы уже говорили о том, что часто даже секундное пребывание какого-то предмета в руках святых сообщало ему благодатную силу. Так было и с источниками. Вот, например, эпизод из жизни святителя Алексия, митрополита Московского (1292-1378). Как известно, по молитве митрополита ис-целилась от слепоты Тайдула, жена хана Чанибека, и, когда власть в Орде захватил Бердибек, святой Алексий «укротил» хана, использовав влияние, которое имел на его мать. В одно из своих путешествий в Орду Алексий остановился передохнуть при соединении рек Оки и Волги. Здесь же был родник. Водой из него святитель утолил жажду и помолился. Прошли годы, и здесь возник Благовещенский монастырь. На том месте, где отдыхал святой Алексий, построили часовню. Целебный источник был заключен внутри нее; там же был устроен специальный бассейн с водой. Эта часовня, наряду с Корсунской иконой, подаренной монастырю митрополитом Алексием, многие века была главной святыней монастыря. Самыми известными из источников, связанных с именами русских святых, стали Серафимов источник под Арзамасом и Сергиев источник в Троице-Сергиевой лавре.





Основан в 2008 году