Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Святые места Порховского и Гдовского районов

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 28 августа 2008 г. 05:22, посмотрело: 4524
Публикации

За последние годы в научных и популярных изданиях появились работы, посвященные почитаемым в народе местам. Во время этнографических экспедиций 1995-1996 гг. было зафиксировано и обследовано несколько святых мест Порховского и Гдовского р-нов Псковской обл.
Святые места Порховского и Гдовского районов

1. В конце ХIХ - начале ХХ в. влияние каждого из святых мест распространялось на определенную территорию. Так, Благовещенская Никандровская пустынь принимала паломников со всей Псковской земли и была хорошо известна на северо-западе России. К святым "пещеркам" близ поселения Трутнево собирался народ со всей волости, приезжали богомольцы из Гдова. Локальное значение имели святые источники-"кипуны", камни, деревья, расположенные в селе Дубровно (ключ Параскевы Пятницы), в д. Хохловы Горки, в д. Махновка (ключ св. Мандария) и т.д.
2. Никандровская пустынь как наиболее значимая из обследованных нами святынь заслуживает особого внимания. Ее история тесно связана с историей страны и типична для северо-западных районов. В ХVI в. здесь возникает монастырь, основание которого связывают с именем преподобного Никандра. Длительное существование монашеской и крестьянской общин способствовало распространению среди порховчан рассказов о праведной жизни Никандра, о его способностях предвидеть будущее и излечивать от болезней.
3. Своей популярностью Никандровская пустынь обязана не только памяти преподобного Никандра, но и наличию на монастырской земле издавна почитавшихся на Руси природных объектов: водных источников, камней, деревьев. Их происхождение и присущие им целительные свойства верующие связывают с именем преподобного. Согласно легендам, деревенские святыни, обладавшие более узкой зоной влияния, появились благодаря святым, почитавшимся в данной местности.
4. Посещение святых мест определяется негласной системой правил. Массовое поклонение происходило в дни памяти святых, которым посвящен тот или иной почитаемый объект, или в заветные праздники. В эти дни совершались многолюдные крестные ходы и моления. Среди крестьян был распространен обычай хождения к святому месту по "обету" ("завету").
5. Вера в целительную силу источников и покровительство святых сохранялась на протяжении веков. Среди населения до сих пор бытуют рассказы о чудесах, происшедших в Никандровской пустыне. Некоторые паломники и в наше время видят на поверхности источников лик преподобного. Покровительством святого Никандра объясняют свое спасение во время войны жители села Любовец. Поэтому, когда в советское время власти пытались уничтожить объекты поклонения, верующие отстояли свои святыни.

В послереволюционный период наиболее значимые в прошлом святыни сохранили свой статус, несмотря на активную атеистическую пропаганду. В последние годы интерес к этим местам постепенно возрастает. В то же время более мелкие локальные святыни теряют свое значение по причине сокращения населения деревень.

Ф о т о а л ь б о м

X







Основан в 2008 году