Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Пост

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 29 августа 2008 г. 01:59, посмотрело: 3313
Публикации

Пост


Во все времена для сохранения здоровья и душевного равновесия человек обуздывал свой желудок. Но если он никогда не менял своих привычек в питании, ему трудно представить себе состояние, которое можно испытать, соблюдая пост.
Еще в IV в. св. Иоанн Златоуст заметил, что толстое чрево не родит тонкого смысла.
Пост
В XIX в. декабрист Г. С. Батеньков, заключенный в одиночную камеру, попросил, чтобы ему давали только вегетарианскую пищу. Просидев двадцать лет в Петропавловской крепости, он выглядел в возрасте семидесяти лет поразительно свежим и молодым.
Воины Александра Македонского получали суточную пищу в протянутую горсть. Святая Русь всегда была верна постам. И тем не менее Русь славилась богатырями не меньшей силы, чем у других народов. Еда требует почти таких же затрат нервной энергии, как и работа. И христиане замечали, что одна лишь мясная пища человеку дает плотное и крепкое тело, густоту и волнение в крови, а душе — воинствующий характер, тупость и раздражительность, которые располагают к болезням.
У тех, кто злоупотребляет питанием, здоровье уходит по нисходящей: насыщение, пресыщение, отвращение, болезнь.
Когда постоянно пресыщается тело, остается обделенной душа. Тогда все становится пустым и ненужным. Душа успокаивается только с Богом, через молитву и пост. Это два крыла, которые поднимают нас к высоте духовной.
Можно понять, почему враг спасения человеческого пытался соблазнить Иисуса Христа на грех, как всякого человека, предлагая превратить камни в хлебы и не мучить себя голодом. Спаситель же сказал в ответ, что не хлебом единым жив человек.
Пост — это особое служение Богу. И самое древнее, совершенное и безболезненное средство очищения и лечения организма. Замена скоромной пищи на постную (однодневные посты в среду и пятницу каждую неделю) сдерживает сгущение крови, очищает и дает отдых пищеварительным органам и приятно разнообразит пищу. С этим взглядом врачевателей с древнейших времен согласны и современные медики. Кроме того, как писал св. Иоанн Кронштадтский, пост — хороший духовный учитель. Он скоро дает понять постящемуся: всякому человеку нужно очень немного пищи и пития, и вообще мы жадны и едим и пьем гораздо больше того, что требует наша природа. Пост высвечивает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти.
В святоотеческой литературе пост расценивается как великая сила. Он помогает противиться искушению, способствует трезвенности и целомудрию. Пост — мир в домах, попечитель девства, путь к покаянию. Пост — матерь здравия, наставник юности, украшение старости. Он делает человека умеренным, волевым, стыдливым, сдержанным в словах. Пост возводит на небеса нашу молитву. Хорошо исполненный пост приобщает нас к Божественному свету.
Все, что мы употребляем в пищу, — дар человеку от Бога. Через еду дается и забирается благодать, человек, молящийся перед едой, насыщает пищу Божьим всемогуществом, и в этом случае она дает силу и спокойствие. Если же мы добываем пищу неправедным путем и едим с думами о плохом, вслед обязательно придут слабость, раздражение, суетность и болезни.
Во время постов, а в Великий особенно, полагается соблюдать супружескую неприкосновенность, что приносит большую пользу для души, семейных взаимоотношений и для здоровья. Святые отцы учили также соблюдать духовный и умственный пост. Правило умственного поста говорит: не ищи власти и господства, а если имеешь их, то смотри на них, как на служение, и каждый раз, когда приходится без пользы для ближних заявлять о своем превосходстве, нужно отдавать себе отчет, что поступаешь низко.
Правила умственного поста предписывают не искать знаний без пользы для ближнего и для дела Божия. То есть необходимо подчинять умственную деятельность нравственным требованиям, а не заниматься праздным умствованием.

Истинный пост — это всякое удаление от зла. Это и воздержание языка, и подавление в себе гнева, злословия, лжи и т. п.

Святые же, презирающие плоть и умерщвляющие ее беспрестанным воздержанием и постом, бдением, трудами, молитвою непрестанною, обессмертили и душу, и плоть свою. Наши тела, много и сластно питаемые, издают смрад по смерти, а иногда и при жизни, а тела Святых благоухают и цветут как при жизни, так и по смерти. Удивительное дело — мы, созидая, разрушаем свое тело, а они, разрушая, созидали».
О пользе воздержания в пище свидетельствуют и современные исследования. Американский ученый Д. Кричевский в эксперименте с крысами кормил одну группу без ограничений, вторую ограничивал в питании на 40%. В первой группе после введения всем зверькам канцерогена из 24 заболело раком 14 животных, во второй — не заболело ни одно.
Американский геронтолог Рой Уолфорд после эксперимента с мышами, где были группы с полным и половинным количеством пищи, заметил, что мыши, которые получали пищи вдвое меньше, прожили вдвое больше. После этих результатов Рой Уолфорд урезал калорийность своего рациона на две трети. Сейчас ученому 70 лет, и он полон сил и здоровья.
Сомневающимся Святой Феофан Затворник писал: «Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни».

Владимир Огарков, врач

Ф о т о а л ь б о м

X







Основан в 2008 году