Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

Гонения на святые источники

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 2 сентября 2008 г. 00:07, посмотрело: 4155
Публикации

Первая волна гонений на святые источники


Уже первые годы советской власти ознаменовались гонениями на Церковь. Мощи святых и иконы изымались или уничтожались. Святым источникам повезло чуть больше — реквизировать их и поместить в музей было невозможно, а уничтожение требовало усилий и затрат. Иногда большевики довольствовались тем, что разрушали храмы и часовни с купальнями; источники же продолжали пробиваться к людям и дарить им свою живую воду. Впрочем, бывало и по-иному.
Гонения на святые источники

1 К сожалению, этот храм не сохранился, как и другой большой собор обители — Успенский. Вообще, из шести храмов монастыря уцелели только два.
2 Сейчас там заново отстроен каменный храм Живоносного Источника.
До революции паломники, направлявшиеся в Троице-Сергаеву лавру, часто останавливались в Покровской обители в Хотькове — поклониться мощам святых Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского, и утолить жажду из глубоких колодцев монастыря. В начале 1930-х монастырь закрыли, мрамор с соборов пустили на отделку станции «Комсомольская» Московского метро¬политена. Церковную утварь большевики собрали и сбросили в колодцы, а сами колодцы засыпали и заложили цементными плитами.
В Александро-Свирскоммонастыре под Лодейным Полем много веков славился кладезь, ископанный когда-то самим преподобным Александром. Вода в нем была целебной, над колодцем стояла каменная часовня. И вот святотатцы устроили в ней бензоколонку, много лет заливали все кругом бензином и соляркой. Сама земля в радиусе нескольких метров от часовни оказалась отравленной.
Под Новгородом некогда существовал знаменитый Рождественский монастырь (село Передки). Однажды монахи обнаружили под собором родник с очень прозрачной водой, и в ней плавала икона Божией Матери «Умиление». И от иконы, и от источника было много чудес. В1935 году коммунисты закрыли каменный храм (с тех пор икона исчезла), а святой источник засыпали.
Самым знаменитым источником России на рубеже XIX-XX веков был источник Святого Серафима (Тамбовская губерния). Здесь, на ближней пустыньке преподобного Серафима, происходило огромное количество чудесных исцелений. В источнике купались многие известные люди. Сам государь Николай Александрович с супругой Александрой Федоровной совершал омовение в водах святого источника. Неудивительно, что большевики снесли все постройки на пус-тыньке преподобного, а источники основательно залили бетоном. После этого вода, не найдя выходов, ушла вглубь, речки Саровка и Сатис сильно обмелели.

Вторая волна гонений


Самые страшные акты вандализма по отношению к православным святыням были пред¬приняты в 30-е годы. Во время Великой Отечественной войны и после нее сил и времени на разрушение храмов уже не хватало: нужно было защищать страну, а затем восстанавливать ее из руин. И в конце 50-х советская власть стала пожинать плоды великой войны, во время которой про¬изошло массовое возвращение русского человека к Богу. «Усиление научно-атеистической работы» желаемого эффекта не приносило, приходилось снова закручивать гайки. Но очень скоро поняли, что самая большая проблема богоборческой власти не несколько сотен действующих храмов, а миллионы православных по всей стране. Специальные уполномоченные слали отчеты из самых глухих мест Союза, и итог этих докладов был неутешительным — люди жили по обычаям Православной Церкви: отмечали праздники, совершали крестные ходы, молились возле стен разрушенных храмов. Были и неприятные для коммунис¬тов сюрпризы. Выяснилось, например, что в Нов¬городской области существует множество святых источников, весьма почитаемых и посещаемых народом.
И вот началась новая волна разрушений святых мест. Передо мной лежит папка документов из Новгородского архива. Это настоящая лето¬пись гонений на святые источники в 50-е и 60-е годы. Здесь и доклады уполномоченных Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР, и длинные перечни святых источников, подготовленные IV отделом КГБ, и отчеты «о проделанной работе». Все документы — с грифами «секретно» и «для служебного пользования».

1 Эти документы были любезно предоставлены автору Ни¬ной Наумовной Жервэ, членом редколлегии журнала «София» Новгородской епархии.
Странное чувство возникает во время чтения этих бумаг: может показаться, что речь идет о какой-то жуткой заразе, о ямах, заполненных ртутью. Постоянно приходится напоминать себе, что речь идет о простых родниках и колодцах.
Но пора дать слово авторам документов.
Начальник 2-го отделения IV отдела УКГБ капитан Иванов: «...Ежегодно 23 июля в местечке Пустынька у дер. Рублево отмечается религиозный праздник Антония Леохновского. К родникам, бьющим из-под земли в этом месте, стекают¬ся паломники (несколько тысяч), молятся, берут „святую" воду, „святые" камни и т. д. В этом году IV отделом УКГБ и партийно-советскими органа¬ми проведен ряд мероприятий. Ограду из валунов вокруг могилы Антония Леохновского развалили трактором, снесли кресты, колодцы завалили».
Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Новгородской области Капица: «...Имевшаяся на источнике вблизи дер. Стегно-во часовня в 1957 году сгорела. Источник засыпан, территория распахана под посев льна. В 1959 году к этому месту приходили отдельные единицы из числа местных граждан, в этом году, по информации председателя с/совета, уже никто к бывшему источнику не приходил».
Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Новгородской области Герасимов: «...Почитался так называемый „святой источник здоровья" на территории Пятилинского сельсовета Новгородского района. Здесь имелись два колодца и специально оборудованная купальня. Купальня была завалена камнями, место это отве-дено под пастбище скота и огорожено».
«...На территории быв. монастыря „Забудуще" Боровичского района водный источник был широко разрекламирован монахами далеко за пределами района. Здесь были поставлены две купальни для „исцеления" (разобраны еще в 30-е годы). Здесь не сохранилось строений. Лесхозом проведены осушительные работы, и все место распахано и занято под посадку леса».
Многое в документах кажется просто бредом. Ведь борьба велась не только с колодцами и клю¬чами, но и с ручьями и даже реками, которым тоже «не посчастливилось» оказаться святыми. Их берега обращали в свалки строительного мусора, занимали под склады.
«Верующие посещали заводь на р. Волхов и р. Донец у Антониева монастыря (в 1967 г. было до 800 чел.), где якобы останавливался „святой Антоний", когда в XII веке прибыл в Новгород, — сообщал уполномоченный А. Герасимов. — Сейчас это место используется для складирования строительных материалов для строек города».
Еще сложнее обстояло дело с озерами. Так, например, уполномоченный Капица сетовал, что со Святым озером в Шимском районе ничего сделать нельзя: «По своему расположению указанное озеро занять для каких-либо нужд не представляется возможным». Однако раздумья у товарищей на эту тему были. (Можно представить, как вспухли бы у них жилы на лбу, если бы выяс¬нилось, что верующие почитают святыми озеро Ильмень или Балтийское море!)
Гонения на святые источники
Огромные силы уходили на то, чтобы перекрыть сам доступ к источнику-в день паломничества: «В целях предотвращения массового шествия верующих органами КГБ по договоренности с ГК и РК КПСС были проведены следующие мероприятия, — сообщал начальник 2-го отделения IV отдела УКГБ капитан Иванов. — На место к роднику была выброшена изыскательская геологическая партия. В соседние села послали двух инструкторов РК КПСС для проведения массово-политической работы. Резко ограничили автобусное движение в окрестные места. На дорогах, ведущих в Серафимовну, усилили инспекторский контроль автомашин. На место выезжали оперработники КГБ, проводили чекистские мероприятия».

В иных случаях методы властей заставляют вспомнить об ордене иезуитов: «Чтоб отвлечь население от посещения церкви, праздник Успения был объявлен днем заготовки корма для индивидуального скота, поэтому колхозники были заняты этой работой, церковь же посетили отдельные престарелые граждане». Иначе говоря, колхоз великодушно разрешил своим крепостным весь день заниматься заготовкой корма для «индивидуального», то есть личного, скота, и у людей просто не было выхода — нужно было заготавливать корм, и в церковь никто не пришел. В другом колхозе (Оксочский сельсовет) накануне паломничества к местной святыне был объявлен «ударный декадник по завершению уборки картофеля».
Много внимания уделялось пропаганде атеис¬тических взглядов. От лица колхозников сочинялись письма в местные газеты: «...Значительная работа была проведена в Солецком районе. Здесь организаторы паломничества к роднику, пред-ставлявшему питьевой источник жителей дер. Молочково, были разоблачены через районную газету путем публикации писем колхозников, знавших, какими обманными средствами пользовались церковники, создавая святость вокруг источника. После этого решением райисполкома была разобрана имевшаяся на источнике часовня. Сам источник был благоустроен как место водоснабжения для нужд колхоза и колхозников».
Вероятно, поначалу самим уполномоченным по делам РПЦ казалось, что еще немного, и реше¬ния партии и правительства будут выполнены на все сто процентов. Но вскоре они начали понимать, что рано праздновать победу...



« Наталкиваются на яростное сопротивление... »


Спущенные сверху директивы требовали самых крутых мер, и в ход зачастую шли бульдозеры, взрывчатка, бетон. Посреди леса внезапно вырастали заборы. Велась «работа» с наиболее активными верующими, для которых у уполномоченных появился даже специальный термин: «злостный организатор паломничества». В эту ка¬тегорию попали, например, житель деревни Вели-куша Владимиров Сергей Владимирович, 1925 года рождения, «хранящий у себя икону Пантелеймона»; житель деревни Кулотино по прозвищу Егор Генерал, «который ранее выносил икону к источнику, организовывал крестный ход»; пенсионер Иванов Николай Иванович, «проживающий на ст. Вялка около железнодорожного магазина, который лично совершал богослужение и продавал свечи», жительница деревни Носково Воробьева, организовавшая в своей деревне «сборище» в день Пророка Илии; бывший дьячок Виноградов Дмитрий Георгиевич, 60 лет, руководивший «сборищами» в селе Воскресенск в день памяти Святителя Николая, и многие другие.
«К наиболее злостным элементам... принимались административные меры воздействия, путем вызовов организаторов паломничества в местные исполкомы и органы милиции для проведения с ними индивидуальных бесед», — пишет Капица в своем отчете. Тот же документ сообщает, что в 1958 году работниками Окуловского отделения милиции на святом источнике «в момент обслуживания паломников молитвами» был задержан некто Яков Заволокин. Как «извлекавший доходы из пропаганды суеверия», он получил два года исправительно-трудовых лагерей.
Но несмотря на гонения и репрессии, люди продолжали совершать крестные ходы и молебны, и никакие «меры» не могли их удержать от этого. Верующие крепко держались за свои святыни.
Около деревни Калмыково Оксочского сельсовета с давних пор стоял камень, который люди почитали святым. Капитан IV отдела КГБ Иванов сообщал: «На камне имеются углубления, заполненные водой. Для употребления этой во¬ды на камне постоянно находится ложечка. В предыдущие годы здесь сбор людей достигал 800-900 чел. Райисполком принял решение о ликвидации этого очага шарлатанства церковников. Камень был взорван, а среди населения проведена соответствующая разъяснительная ра-бота по разоблачению обманных действий церковников. Однако нашлись отдельные верующие-фанатики, которые собрали осколки камня, слепили их цементом, глиной и камень водворили на прежнее место».
А вот как шла борьба за святой источник на территории Пятилинского сельсовета Новгород¬ского района. Напомню, что колодцы и купальня там были «ликвидированы путем завала их камнями и землей», а сама территория «отведена под пастбища для скота и огорожена». И все же коммунисты не обольщались: они уже поняли, что одного уничтожения родника для полной победы недостаточно. И вот «для предотвращения палом¬ничества» к месту предполагаемых столкновений с верующими райисполкомом «из районного актива» направляется заведующая библиотекой товарищ Воинова В. И. Сориентировавшись на местности, Воинова сколачивает боевую группу из председателя Пятилинского сельсовета Рыбакова, библиотекаря Дерягиной и работника поселко¬вого отделения милиции станции Рогавка Ива¬нова. Вместе им удается «не допустить скопления граждан к месту бывшего источника и совершать богослужения, как это было раньше». «Однако место источника в течение дня посетило около 300 человек. Они приходили к источнику небольшими группами... Отдельные из них вместо исцеления на источнике натирали больные места землей и прихватывали ее с собой», — печально констатирует безымянный автор «Справки о паломничестве граждан». Тот же чиновник сообщал, что некоторые граждане «указанное место посещают по так называемому обету и заявляют, что они впредь будут приезжать к месту бывшего источника».
Вот так — уже и источника не было, и агитаторы трудились не покладая рук, а люди все равно шли на святое место. Верующие и священники в этих условиях демонстрировали абсолютную сплоченность. «Обращает на себя внимание тот факт, что осуществляемые мероприятия по прекращению паломничества наталкиваются на яро-стное сопротивление со стороны официальной церкви — духовенства и церковников», — докладывал все тот же уполномоченный Капица. Священник Михаил Михайлов за организацию паломничества к Святому озеру был лишен реги¬страции. Священник Трохов (имя не названо) в день паломничества вел в церкви службу и во-досвятный молебен и был строго предупрежден. В 1960 году он «эти действия» повторил и тоже был снят с регистрации. И все же власть тут была почти бессильна. Лишение регистрации часто приносило совершенно не те плоды, которые нужны были Капице и Герасимову: от церкви отсекались только недостойные, слабые духом священники, а лучшие переходили на нелегальное положение и продолжали проводить службы, совершать молебны, устраивать крестные ходы. По селам и деревням в 60-е годы ходили десятки таких священников. Рискуя свободой, они крестили и отпевали, исповедовали и причащали, поддерживая в народе постоянное горение духа.

Непобедимая жизнь


Безусловно, какие-то успехи у борцов с религией были. В городах люди постепенно отходили от веры. Но в провинции дело обстояло иначе. Там крепче держались старых обычаев. Требовались все новые и новые усилия пропагандистской машины.
С первых лет советской власти большевики начали трудоемкую работу, целью которой было доказать, что белое — это на самом деле черное, а черное — не что иное, как белое. Понятно, это было непросто, но коммунисты очень старались. Из политического монстра и душегуба последовательно создавали образ «самого светлого из людей», устраивали «паломничество» к советским «мощам» — мумифицированному трупу Ленина. Одновременно внушали, что нетленные мощи святых — это на самом деле «восковые и ватные куклы», а то и «муляжи из картона», что все чудесные исцеления у икон и мощей «подстраиваются церковниками».
С источниками коммунистам было сложнее. Ведь саму по себе родниковую воду трудно на¬звать «вредной» или «поддельной». И тогда целебный ключ объявляли «ямой с грязной стоячей водой» и «рассадником антисанитарии и заразных болезней». Происходящее на источниках описывалось в атеистических брошюрах, например, с та-кими леденящими душу подробностями:
«В течение всей ночи, предшествующей пра¬зднику, в церкви совершаются богослужения. Икону обносят вокруг храма в сопровождении крестного хода. Длинной вереницей паломники, согнувшись, проходят под иконой, надеясь на помощь „святой". Раздаются выкрики верующих: „Матушка! Заступница! Целительница наша! Помоги! Помоги-и-и!", переходящие в истерические вопли. Из углубления под камнем „со следом" мученицы Параскевы верующие женщины чашками и горстями черпают стоялую грязную воду и... промывают ею глаза для „исцеления". Этим „средством" пользуют и детей, страдаю¬щих глазными болезнями. Молящиеся оставляют на камне хлеб, конфеты, огурцы, помидоры, яйца, колбасу, которые местные пьянчуги ис¬пользуют как закуску к выпивке. Церковный актив ведет бойкую торговлю самодельными крестиками и иконками».

Комментарии, как говорится, излишни. Весьма спорный литературный талант и полное отсутствие совести у авторов — вот главные признаки всех этих «произведений». Что же касается собственного мировоззрения «миссионеров безбожия», то оно, вероятно, сводилось к следующему — процитирую иеромонаха Романа:

Пусть в грехах живу, пусть грехом пропах,
Что за радость для тех, кто молится?
Хоть из лужи пьем, но зато в котлах
Никогда мясцо не выводится.


Десятилетиями такой взгляд навязывался всему народу. И все же атеизм как учение оказался совершенно бесплодным. Атеистические книги вызывали даже у непредубежденного читателя вполне естественное чувство брезгливости. Не помог и так называемый «День атеиста», который назначили ежегодно отмечать по всей стране как праздник. Тем более что многие приемы пропагандистов — в том числе ссылки на науку — были просто смехотворны. Вот, например, один из рецептов «разоблачений» чудес, которыми снабжали сельских агитаторов. Речь идет о «разоблаче¬нии» чуда с водой в Кане Галилейской (Спаситель по просьбе Матери превратил воду в вино).
«Поместив в стакан несколько крупинок фенолфталеина (в аптеках он продается как „пурген"), налейте в стакан воду, в которой предварительно была растворена щепотка соды. Сода имеет щелочную реакцию, а щелочи окрашивают фенолфталеин в красный „винный" цвет. Если перелить „вино" в другой стакан, на дне которого будет несколько капель уксуса, то „вино" вновь превратится в воду...»

По этому поводу трудно добавить что-то к словам В. Григоряна: «Хочется надеяться, что ни один из провинциальных лекторов не употребил это «вино» с пургеном вовнутрь. Все это унылое зверство, граничащее с алхимией и чревовещанием, гордо именовалось „просвещением"».
«Просвещение» и «помощь в освобождении от предрассудков» на деле заключались в том, что на¬род потчевали сказкой о будущей справедливой и сытой жизни при коммунизме, а фактически насильственно вгоняли его в состояние духовного паралича. Но зеленые ростки пробиваются даже сквозь толщу бетона. Профессиональные безбожники не могли понять, что бороться с верой — значит бороться с самой жизнью, а тягаться с ней бесполезно, как бесполезно спорить с Творцом. Они могли заложить плитами и засыпать мусором святой источник, но не могли убить этот источник в сердцах людей. Молитвенная жизнь в России продолжалась. И вода потихоньку находила свой путь наверх. Прошло всего несколько лет после отмены государственного атеизма, и из руин стали подниматься храмы. Снова явились на свет чудотворные иконы, казалось навсегда утерянные и уничтоженные. Стала возрождаться традиция благочестивых паломничеств. И о чудо! Из-под земли внезапно забили новые целительные родники! Подобно знаменитым источникам прошлого, они вскоре прославились удивительными чудесами...





Основан в 2008 году