Святой источник
    Вход Регистрация
Специалист по обустройству родников, святых источников

СВЯТЫЕ ОЗЕРА

Автор: Плаксин Олег
Опубликовано: 2 сентября 2008 г. 04:23, посмотрело: 5225
Публикации

СВЯТЫЕ ОЗЕРА


Озера занимают особое место в истории распространения христианства на Руси. Дикие и пустынные острова издавна привлекали отшельников, искавших полного уединения. Позднее на них возникали святые обители. На самом большом озере Европы, Ладожском, возник в XIV веке знаменитый Валаамский монастырь, который дал начало другим монастырям: Коневскому на том же озере, Свирскому на реке Свири и Соловецкому на островах Белого моря. В том же веке возникло шесть монастырей на Онежском озере, а затем монахи-подвижники появились на островах озер Череменецкого, Кубенского и Белоозера. Строились первые кельи и первые деревянные церкви, которые потом превращались в многолюдные монастыри с величественными каменными храмами. Рядом вырастали деревни, и дикий край заселялся. «Озера стали заветными священными местами для молитвенных посещений богомольного люда.СВЯТЫЕ ОЗЕРА

Святыми эти озера не были названы, хотя они и были таковыми в истинном смысле этого великого слова», — пишет С. В. Максимов.
Действительно, много было озер на Руси, но наименование святых они получали только после каких-то важных событий (массовые крещения людей в водах озера, явления на нем чудотворных икон, святая жизнь подвижника, избравшего берег озера местом своих подвигов).
...Во второй половине XIV века родился в Нижнем Новгороде в семье посадского мальчик. В юные годы он убежал из родительского дома, по дороге поменялся одеждой с нищим и в таком виде явился в Киево-Печерский монастырь. В монастыре он упросил печерского игумена постричь его в монахи, а было ему тогда всего лишь двенадцать лет. Через некоторое время юный аскет покинул обитель и поселился в глухих лесах южнее Нижнего Новгорода, на берегу Желтого озера. Этого юношу звали Макарием, и ему суждено было стать преподобным Макарием, чудотворцем Желтоводским и Унженским. Даже озеро, на котором начал подвизаться молодой монах, получило именование Святого. Таким оно в действительности и было, ведь в его водах святой Макарий крестил здешних жителей — чувашей, черемисов и мордву. Благодаря горячей проповеди подвижника коренное население, ранее придерживавшееся язычества и ислама, было просвещено верой Христовой. Святое озеро находилось близ Троицкого Макарьева монастыря и было когда-то большим и глубоким. Сейчас оно составляет русло Волги.
Другое Святое озеро получило свое название благодаря подвигам святого Александра Свирского. Оно находится возле Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Преподобный пришел сюда в 1484 году и поселился неподалеку от озера. Он поставил себе хижину на одном из пригорков (это место и сейчас показывают в обители), там, где однажды увидел сияние. Почти пятьдесят лет прожил он здесь, совершая подвиги аскезы, творя чудеса и отгоняя молитвами лукавых духов, которые пытались изгнать праведника из этих мест.
В народе верили, что есть озера святые, чудесные (на которых иногда даже можно увидеть тропу в виде струи, выделяющуюся особым светом, — след того праведника, который пришел к месту своего водворения по воде, как посуху), а есть, в противоположность им, поганые — оби¬талища разной нечисти. Но даже такие поганые озера могли стать святыми.
Совсем недавно автору довелось побывать на Святом Валдайском озере. (Здесь стоит велико¬лепный Иверский монастырь, о котором уже шла речь в первой главе.) Обитель на острове была основана патриархом Никоном, и как раз с именем святейшего патриарха монастырское предание связывает название «Святое». Рабочие, строившие обитель в XVII веке, утверждали, что в озере обитают нечистые духи, которые показываются в виде разных чудовищ. И вот патриарх со всем причтом отслужил на озере молебен и погрузил на дно Евангелие с Животворящим Крестом. Явления нечистой силы прекратились.
Надо сказать, что озера, получившие именование святых, не всегда были этим обязаны соседству с монастырями. С. В. Максимов писал: «С некоторыми из святых озер соединены поэтические легенды о потонувших городах и церквах. Из глубины этих озер благочестивым верующим людям слышатся звон колоколов, церковное пение и ви¬дятся кресты и куполы затонувших храмов». Из озер этого рода наиболее известны два: озеро Свитязь близ гродненского Новгорода, воспетое Мицкевичем, и озеро Светлоярое близ города Семенова, воспетое Римским-Корсаковым. Народ верил, что в светлых струях этого пустынного лесного озера в заволжских лесах скрывается чудесным образом исчезнувший во времена Батыя город Китеж.
Не менее поэтичную легенду рассказывают о Косинском озере близ Москвы. Это святое озеро знаменито также чудесными исцелениями больных.

Ф о т о а л ь б о м

X







Основан в 2008 году